Финансовая ситуация и в мире и в нашей стране за последние годы сильно изменилась, это не секрет. И если сам рынок видеопроизводства кризис обошел «по касательной» — рекламу как снимали, так и снимают — то клиентов (рекламодателей) он так или иначе затронул.
Прежде всего изменились их рекламные бюджеты — те живые деньги, которые клиент готов принести производственной компании, взамен на готовый рекламный продукт.
В результате на рынке образовалась следующая ситуация:
- цены на всё растут: затраты на реквизит — мебель, техника и прочее; затраты на строительство декораций — стройматериалы; затраты на костюмы — зайдите в любой магазин одежды и сравните цены с теми, которые были года 2 назад; питание, транспорт, бензин и т.д…
- По этим, вполне объективным причинам, расходы по бюджету становятся все больше и больше, гонорары группы тоже растут (люди пытаются выжить в условиях растущих цен)
- Бюджетные возможности клиента, в лучшем случае, остались такие же, как 3 года назад. В худшем (к сожалению, более распространенном) — бюджеты сократились. Но если 3 года назад за эти деньги можно было снять хороший ролик и остаться в прибыли, то сейчас, с постоянно растущими ценами, еле сводишь концы с концами.
- Возросла конкуренция и борьба за клиента. Просто сократить расходы за счет качества финального продукта нельзя. Надо поддерживать качество и делать «хорошо» только за гораздо меньшие деньги.
Все это не могло не повлечь изменений на рынке производства. За последние годы этот самый рынок очень изменился. Он был вынужден меняться. Пришло много новых молодых специалистов и просто энтузиастов, которые готовы работать за меньшие деньги, могут торговаться, более мобильны и с меньшим количеством правил и знаний того «как надо» и «как правильно», и за счет этого более flexible и с большим потенциалом находить решения в сильно и быстро меняющейся обстановке.
Такое их незнание сложно оценить понятиями «хорошо» или «плохо». Для клиентов — это безусловно хорошо: свежая кровь, новый подход, новые идеи, меньше денег, которые он должен заплатить. Таких людей много — клиент всегда может выбрать: не договорился с одним — так там еще целая очередь стоит желающих попробовать.
Для самих же продюсеров такое незнание правил и отсутствие базовых знаний о самом видеопроизводстве часто приводит к денежным потерям, перерасходам, неоправданным рискам и очень расшатанным нервам.
Помните, как в «День радио»: «Что я могу сделать с Министерством обороны? Ничего! а вот пуговицу я еще могу найти! так что все сосредоточимся на пуговице…».
Считая бюджет в современных условиях, продюсеры ничего не могут поделать с ценами на стройматериалы, на прочие товары, одежду (она же «костюмы»), на курс валют и т.д.. Эти цифры в экселе всегда будут повышаться согласно той инфляции, которая сущестует у нас в стране.
Единственные реальные возможности сокращения расходов — это гонорары. Но люди хотят есть и их гонорары тоже растут соответственно возрастанию цен в стране. И тогда происходит глобальная реорганизация группы. Помимо поиска альтернативных способов и вариантов съемок, привлечения в помощь всех знакомых и друзей, продюсер вынужден более критично подходить к вопросу о составе группы в целом.
И если по прежней, выстроенной и отлаженной системе, группа состояла из департаментов, где у каждого был свой «глава департамента», куча ассистентов, то сейчас, для сокращения бюджета, сокращается и количество людей, участвующих в процессе.
Но невозможно же просто сократить людей, без ухудшения финального качества. Ведь, каждый человек в этой системе имел свои обязанности, а не просто получал деньги. У каждого человека или позиции, были свои задачи, которые строились по определенной логике. Если мы убираем человека, то его задачи ложаться на плечи другого человека. Иначе никак.
Таким образом, реалии современного производства таковы, что административной группе (чаще все эти проблемы ложатся именно на нее) приходится совмещать в себе много должностей и обязанностей, чтобы была возможность «влезть» в обозначенный бюджет.
И вот уже продюсер — это не просто продюсер. Теперь, чтобы реализовать проект, под который он подписался, он должен быть и продюсером, и директором съемочной группы, и 2м режиссером, и администратором площадки, и, иногда переводчиком, порой еще и реквизитором, или костюмером, ну, а в завершении, обязательно еще и личном психологом для каждого! Потому что в таких стрессовых условиях работы все приходят жаловаться именно к нему.
Для того, чтобы все это вытянуть, нужно, в первую очередь понимать весь процесс, охватить его в своей голове полностью, точно знать кто за что ответственен, точно знать что именно понадобится для реализации той или иной задачи. И когда есть это понимание, когда есть знания о том, как строится съемочный процесс, и что для этого необходимо, тогда продюсер может принять решение: «ок, это мне не нужно, это я сделаю сам, это я тоже знаю как сделать, а вот здесь мне понадобится помощь…» При таком подходе и анализе, происходит разумная оптимизация бюджета. Деньги тратятся с умом и на то, что действительно необходимо для этой конкретной задачи.
Все эти знания о том, как строится съемочный процесс, из чего он состоит и как проходит, можно получить на лекциях курса Елены Алашеевой — «FILM-MAKING Продюсирование ТВ-рекламы, кино и музыкальных клипов.»